Грампластинки в конце 80-х ушли в тень лишь на время и втихаря заслушивались до дыр истинными ценителями. Однако ретро — неиссякаемый источник для новых ощущений, а потому виниловые диски просто обязаны были вернуться к массам.
Впрочем, одной лишь модой на ретро дело не ограничивается — споры о соотношении качества «цифры» и аналоговой записи можно продолжать бесконечно. Конечно, меломаны, привыкшие к любимым айподам с парой тысяч треков на борту, презрительно кривятся при взгляде на унылые черные «блины», которым не то что в кармане рубашки — в бабушкиной авоське место с трудом найдется. В наш век повальной мобильности на пластинкины габариты закрыть глаза трудно, зато по качеству звука они могут обставить своих цифровых собратьев. Разницу между неестественным звучанием того же компакт-диска и бархатным «голосом» грампластинки можно сравнить с разницей между беломориной и кубинской сигарой. Недаром многие профессиональные диджеи свято придерживались винила и ни в какую не желали переходить на модные современные примочки с надписью digital даже в худшие для пластинок времена. А сейчас кудесники вертушек вообще на раз сметают дискотечные граммофоны с полок магазинов. Пластинку можно микшировать своими руками в прямом смысле этого слова: тормозить и «скретчить» широкий диск очень удобно.
Винил — это радость коллекционера, который единолично слушает свои музыкальные сокровища, а не довольствуется скачанным из Интернета общедоступным файлом. Современные исполнители к винилу относятся не менее трепетно, выпуская на нем отдельные альбомы или синглы.
Основная музыкальная тема из третьей части культовой игры Doom была выпущена ограниченным тиражом на семидюймовых грампластинках. Очень символично: предыдущие части игры стали для любителей компьютерных развлечений такой же нестареющей классикой, как винил.
По-другому стали выглядеть и сами пластинки. Это не просто черные блины. С изображением исполнителей, напечатанным на самом диске, их можно вешать на стену, как картины.
Пытаясь найти консенсус в «финансовопролитной» войне форматов, японская компания ELP Corporation придумала чудо-граммофон ELP Laser Turntable, который считывает треки с грампластинок лазером, преобразуя полученные данные в цифровую информацию, а на выходе снова дает аналоговый звук. Рекламный слоган этого агрегата «No needle, no wear» намекает на то, что без использования граммофонной иглы ваши пластинки не будут изнашиваться — механического контакта с поверхностью просто нет. Помешать насладиться всеми достоинствами такого подхода может лишь кусачая цена — от 15 до 19 тысяч долларов. Вообще, цены на грампроигрыватели сейчас невероятно высоки, а потому в Интернете можно встретить много объявлений о покупке старых советских граммофонов.
Однако не стоит расстраиваться. Современный рынок предлагает для винила много всего интересного и вполне доступного по цене.