Ресивер в домашнем кинотеатре

24 Января 2006
Ресивер в домашнем кинотеатре
Неискушенный пользователь, придя в магазин, торгующий аудио- и видеоэлектроникой, поначалу может испугаться обилия техники, выставленной на витринах. Чего там только нет: проигрыватели, усилители мощности, процессоры, ресиверы, отдельные транспорты и ЦАПы…

Безусловно, первым шагом к улучшению вашей домашней системы станет покупка DVD-проигрывателя и AV-ресивера. Если с первым все ясно, то вопрос, что такое ресивер и зачем он нужен, требует некоторых разъяснений.

Так что же представляют собой AV-ресиверы? Абсолютно ничего сложного, как это может показаться на первый взгляд. По сути это симбиоз многоканального усилителя мощности, процессора пространственного звучания, тюнера и коммутатора аудио- и видеосигналов. Кстати, само по себе название «ресивер» (receiver) в переводе с английского означает «приемник». Действительно, свое название ресиверы получили потому, что могли, помимо всего прочего, использоваться в качестве радиоприемников. В то время, когда появились ресиверы, объединение тюнера и усилителя в одном корпусе без колонок было новым решением. На рынке тогда существовали или радиоприемники, или тюнеры без усилителя. Впрочем, сейчас на первый план вышла другая функция ресивера — декодирование форматов пространственного звучания. Поэтому сегодня иногда название «ресивер» имеет и другой смысл — «приемник сигнала с DVD-плеера». Для того чтобы отличить ресивер для домашнего кинотеатра от иных видов аналогичной аппаратуры, его называют AV-peсивером. Такие ресиверы наряду с функцией декодирования пространственного звука осуществляют коммутацию видеосигнала от нескольких источников. А в самых продвинутых AV-ресиверах происходит обработка не только аудио- , но и видеосигнала — разделение композитного сигнала на цветовые компоненты, а также увеличение числа строк в сигнале (функция видеоскейлера).

Кстати, в домашних кинотеатрах «из одной коробки» ресиверы тоже присутствуют. Только находятся они в центральном блоке — вместе с DVD-проигрывателем. Надо сказать, что функциональные возможности таких DVD-ресиверов слишком уж малы, даже по сравнению с самыми недорогими AV-ресиверами.

Что мы получаем, потратив $200—$300
Как и в любой другой области, в сфере AV-ресиверов имеется несколько ценовых категорий. Возьмем для примера те же автомобили. Существует базовая комплектация, а можно нарастить ее, добавив двигатель помощнее, кожаный салон, подогрев зеркал и сидений, а также бортовой компьютер. То же самое и в рассматриваемом нами случае: ресивер начальной ценовой категории (допустим, до $300) оборудован не слишком мощным усилителем, каналов у него, как правило, пять, и, как следствие, нет поддержки на уровне декодера расширенных форматов Dolby Digital, DTS и HD-декодеров.

Невысокая мощность подразумевает, что использоваться такие ресиверы будут в помещениях с маленькой площадью (до 15-18 кв. м), поэтому лучше подключать к ним высокочувствительные (от 90 дБ) акустические системы. Многие любят устанавливать в небольших комнатах компактные наборы акустики, обращая внимание лишь на их внешний вид. Но стоит оговориться, что такие наборы в большинстве случаев обладают не самой впечатляющей чувствительностью, так что учитывайте этот момент — мощности ресивера элементарно может не хватить, чтобы раскачать такие колонки. Возможности по настройке у таких ресиверов самые элементарные — у вас получится задать лишь размеры АС, расстояние до них, а также настроить уровень громкости для каждого из каналов.

А если добавить $200?
Более яркими способностями обладают ресиверы из так называемой средней ценовой категории ($300-500). Заплатив чуть больше, вы получите в свое распоряжение достаточно мощный усилитель, широкий выбор вариантов настроек, шесть или семь каналов — как на уровне усилителя, так и на уровне декодера. Остановимся на каждой из возможностей поподробнее.

Понятно, что чем лучше и мощнее усилитель, тем увереннее он справится с любой, даже самой сложной нагрузкой, а это значит, что вы более свободны в выборе акустических систем. Мощный ресивер без особого труда озвучит большое помещение, и у него еще останутся силы, так как использовать усилитель на пике возможностей не рекомендуется. Во-первых, возникнут очевидные для уха искажения, а во-вторых, это может привести в выходу аппарата из строя, например в случае перегрева. Так что лучше всегда иметь некоторое количество ватт в запасе.

Многие ресиверы из этой ценовой категории оборудованы экранным меню, что значительно упрощает процесс настройки. Эта опция введена не случайно, ведь регулировок стало не в пример больше и, глядя во время настройки на маленький дисплей на передней панели устройства, можно элементарно запутаться. Здесь же все операции отображаются на экране, что гораздо удобнее.

Еще одна полезная опция, которую можно встретить в ресиверах из этой ценовой категории, — конвертация S-Video- и композитного видеосигнала в компонентный, причем с прогрессивной разверткой. Ранее эту функцию можно было встретить только в более дорогих ресиверах. А она, безо всякого сомнения, полезна. Представьте себе, что у вас дома есть DVD-проигрыватель, спутниковый ресивер, игровая приставка, видеомагнитофон и, допустим, ноутбук. Как это все подсоединить к телевизору или проектору? Каждый раз переставлять провода, ведь такие устройства обладают максимум двумя компонентными видеовходами? Тут на помощь как раз и приходит видеопроцессор, установленный в ресивере. Вам достаточно подключить все вышеперечисленные устройства к ресиверу, а к нему единственным кабелем подсоединить видеопроектор, ЖК-телевизор или плазменную панель. Удобно, не правда ли?

У всех ресиверов средней ценовой категории значительно больше всевозможных аудиовходов. Сделано это для того, чтобы вы могли подключить к нему много различных устройств. По большому счету такое количество разъемов вам, скорее всего, не понадобится, хватит даже того, что существует в ресиверах начального уровня, но если уж производители оборудовали свою продукцию многочисленными интерфейсами...

Сколько каналов усиления вам нужно: пять, шесть или семь? Здесь надо учитывать размеры помещения и его планировку. Если площадь его мала и ваш диван стоит вплотную к стене, то дополнительный канал, естественно, не понадобится. Другое дело, если место для прослушивания находится по центру комнаты — в этом случае более однородное звуковое поле можно получить за счет введения дополнительных каналов. Однако стоит оговориться, что подавляющее большинство звуковых дорожек на DVD записано в формате 5.1. Так что шестой или седьмой канал получаются за счет искусственного матрицирования декодером пространственного звучания. Но даже при таком раскладе эффект от прослушивания гораздо сильнее, нежели при использовании стандартной схемы 5.1.

Дополнительные возможности
Подавляющее большинство AV-ресиверов стоимостью от $600 имеют на борту систему автоматической настройки. Однако стоит понимать, за что вы платите свои деньги. В недорогих моделях работа такой системы сводится лишь к тому, что «умная электроника» определяет за вас размеры колонок, расстояние до них, уровень громкости для каждой из АС, а также частоту среза низкочастотного канала (LFE) для сабвуфера. По большому счету все эти действия вы можете выполнить и сами, ведь ничего сложного в этом нет.

Другое дело, если при помощи такой системы можно корректировать амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) помещения для прослушивания, в значительной степени компенсируя все акустические особенности комнаты, и таким образом улучшить качество звучания. Все дело в том, что одинаковых помещений не существует. У кого-то комната квадратная, у кого-то — прямоугольная, высота потолков тоже разная. Стоит ли говорить про материалы, используемые при строительстве и последующей отделке стен, полов и потолков? А мебель? Хорошо, если у вас под домашний кинотеатр отведено отдельное помещение, где находятся лишь диван, журнальный столик и стойка с аппаратурой. А в 90% случаев театр устанавливается в обыкновенной жилой комнате. Так вот система автоматической калибровки учитывает все вышеперечисленные моменты. Вам надо лишь установить входящий в комплект микрофон в том месте, где будете находиться вы во время прослушивания, в экранном меню выбрать соответствующий пункт, а потом выйти из комнаты, не забыв при этом подтвердить команду на начало настройки. Кстати, это не шутка, что вам надо покинуть комнату. Зачастую процесс калибровки длится от 10 до 30 минут, и при этом в помещении должна быть абсолютная тишина — иначе ничего не получится. Поэтому не забудьте отключить телефонные аппараты, будильники и прочие источники звука, а также закрыть окна и зашторить их, чтобы шум с улицы не достиг чувствительного микрофона. Так что, выбирая ресивер с системой автоматической калибровки, прежде всего поинтересуйтесь у продавца, что она умеет.

Помимо этой полезной функции в ресиверах стоимостью до $1000 применены гораздо более мощные, чем у их младших «собратьев», усилители. Как говорилось выше, количество ватт на канал — это не только громкость, но и гарантия того, что во время сильных динамических всплесков (например, во время демонстрации сцен со взрывами) звучание будет чистым и неискаженным. Ведь большую часть времени ресивер работает не на полную катушку. Также в устройствах из этой ценовой категории применяются более мощные блоки питания (БП), а значит, в самый ответственный момент ресивер не выключится из-за того, что ему не хватило тока. Такие БП обладают свойством очень быстро накапливать потерянную энергию, и увлекательное времяпрепровождение ничем нарушено не будет.

Еще один приятный момент — у некоторых моделей в комплекте есть обучаемые пульты дистанционного управления. Передав такому ПДУ все команды с пультов от телевизора, DVD-проигрывателя, спутникового ресивера и остальных компонентов системы, вы сможете управлять домашним кинотеатром с одного устройства. Кроме того, почти все они оборудованы подсветкой, что значительно облегчает навигацию в темноте, которая, как правило, царит во время просмотра. Также такие ПДУ обладают возможностью записи так называемых макросов, или, иначе говоря, последовательностей команд. К примеру, на какую-либо из выбранных вами кнопок вы можете записать такой алгоритм: включение ресивера и проектора, выброс лотка DVD-проигрывателя, автоматическое закрывание штор и опускание экрана из-под потолка. Потратив пять-десять минут на подобный макрос, вы в дальнейшем будете избавлены от необходимости лишний раз нажимать на несколько различных кнопок. Осталось лишь приглушить свет — кстати, такую команду тоже можно записать на пульт, причем одновременно с нажатием клавиши Play.

Стоит ли покупать дорогой ресивер?
На этот вопрос однозначно ответить очень сложно. Ресиверов с такой стоимостью не так уж и много. Причем если в ценовом диапазоне $1000-$1500 у каждого из производителей есть хотя бы пара моделей, то в более дорогой ценовой нише ресиверы по пальцам можно пересчитать.

Сначала остановимся на относительно доступных вариантах. Флагманские модели любой компании обладают всеми вышеперечисленными возможностями. Иными словами, это семь каналов усиления, система автоматической калибровки, высококачественные усилители, блоки питания и собственный видеопроцессор. Как правило, в этом классе все без исключения производители стараются показать максимум того, на что они способны. В таких ресиверах применяются самые смелые технические решения, которые потом переходят в менее дорогие модели. Например, некоторые фирмы стали оборудовать свои AV-ресиверы цифровыми видеовходами и выходами HDMI, что позволяет передавать видеосигнал с качественного источника без лишних цифроаналоговых преобразований сразу на проектор. Есть возможность конвертации любого типа аналогового видеосигнала в цифровой HDMI. И, естественно, по протоколу HDMI или i.Link возможна передача несжатых потоков с дисков DVD-Audio и Super Audio CD, то есть опять без лишнего преобразования, что в итоге отражается на качестве звучания.

Наверное, не найдется такого AV-ресивера, в котором бы не была реализована поддержка второй зоны, а то и вовсе интеграции в систему multiroom. Для этой цели в ресивер добавляют либо предусилительные каскады, либо вообще отдельные усилители мощности. Так что, по сути, расставаясь с отнюдь не маленькой суммой денег, вы получаете высокотехнологичное устройство, способное стать сердцем вашей домашней развлекательной системы. Кроме того, абсолютное большинство дорогих ресиверов обладает способностью обновления программного обеспечения, что может быть актуально при появлении новых форматов. А кое-кто из производителей предлагает апгрейд не только «прошивки», но и «железа», для чего в корпусе ресивера заранее припасено место. Так что ваш дорогостоящий ресивер не устареет еще долгое время, и вы можете быть уверены в том, что надежно вложили свои средства

Илья Иванов