Акустика 600-ой серии от ELAC

23 january 2006
Акустика 600-ой серии от ELAC
На определенном этапе развития у многих производителей акустических систем рано или поздно появляется полноценная линия класса High End, знаменующая собой квинтэссенцию фирменного опыта. В такой серии, кроме классических моделей, обязательно предусмотрена театральная акустика эффектов и сабвуфер. Неплохо вписывается в эволюционную схему германская компания ELAC Electroacustic GMBH. Дорогих моделей, кроме флагманской Elac Spirit of Music за $12000, здесь раньше не делали, специализируясь на секторе Hi-Fi. Тем не менее, необходимость продемонстрировать класс явно назрела, и этой весной компания объявила о выпуске бескомпромиссной линии акустики с индексом 600.

На определенном этапе развития у многих производителей акустических систем рано или поздно появляется полноценная линия класса High End, знаменующая собой квинтэссенцию фирменного опыта. В такой серии, кроме классических моделей, обязательно предусмотрена театральная акустика эффектов и сабвуфер. Неплохо вписывается в эволюционную схему германская компания ELAC Electroacustic GMBH. Дорогих моделей, кроме флагманской Elac Spirit of Music за $12000, здесь раньше не делали, специализируясь на секторе Hi-Fi. Тем не менее, необходимость продемонстрировать класс явно назрела, и этой весной компания объявила о выпуске бескомпромиссной линии акустики с индексом 600.

Костяк шестисотого ряда в данный момент состоит из полочной акустики BS602 X-JET, центрального канала CC601 X-JET и напольников FS607 X-JET. Отличительная черта всех перечисленных моделей — уникальная коаксиальная головка X-JET III COAX, объединяющая в себе ленточный JET твитер и особую кольцевую мембрану для воспроизведения средних частот. Разработчики ELAC утверждают, что такой гибрид превращает АС в практически идеальный «точечный«каптоновым» источник звука, а, как известно, почти все музыкальные инструменты являются таковыми.

Музыкальная работа FS607 X-JET подкупает честностью воспроизведения классики — музыкальный образ прозрачен, как горный ручей. У стройных колонок обнаруживается удивительно зрелый и плотный бас, на который, как на надежный фундамент, опирается ажурное здание изысканного тонального баланса. Колонки бережно обращаются с естественными послезвучаниями, что придает классике особое очарование. С парой FS607 X-JET именно в этот момент понимаешь, чем отличается звук АС высшего класса — и осознаешь, какая цена заплачена за эту дельту.

Коаксиальными излучателями список не исчерпывается. За басы в моделях серии 600 отвечают модернизированные фирменные НЧ/СЧ динамики с целлюлозноалюминиевыми двухслойными диффузорами и «каптоновыми» каркасами звуковых катушек. Между прочим, эти динамики разрабатывались для воспроизведения более широкого частотного диапазона, нежели им отведено в 600-х. Это распространенная практика: динамик в Hi-End акустике не должен работать на пределе своих возможностей. Поочередно заглядывая вовнутрь всех колонок, понимаешь, что конструкция выполнена по высшему разряду.

Но посудите сами. Акустическое оформление всех новинок представляет собой сложный в серийном производстве гибрид: боковые стенки сделаны из жесткого алюминиевого профиля непростой геометрии, а все остальное из древесноволокнистых плит Medium Density Fiberboard. Во всех колонках предусмотрена еще и целая система эффективных распорок. В итоге, оценивая жесткость контрольным постукиванием, жалеешь костяшки пальцев… Время широких напольных корпусов безвозвратно ушло, и для хорошего баса приходится идти на «военную хитрость». Так, применив относительно тонкий алюминий, разработчики сумели обеспечить колонкам оформление весьма внушительного объема и одновременно сохранить им популярные на европейском рынке стройные пропорции. Внешняя отделка акустики автомобильная эмаль, дающая поверхностям характерный блеск. Стандартных вариантов два («графитовый металлик» и «серебряная тень»), но на заказ возможна окраска в любой оттенок спектра. Для виброизоляции от пола во фронтальных FS607 X-JET применены стальные постаменты, опирающиеся на крупные опоры. Поролоновые заглушки предназначены для регулировки работы фазоинверторов. Крупная колонка центрального канала ставится на штатную подставку с регулировкой вертикального угла наклона АС.

Калибр басовых головок у всех моделей серии 600 одинаковый (180 мм) — это очень ценно для тембрового единства многоканального звука. Применение X-JET автоматически превратило всю акустику эффектов в трехполосные АС, а фронтальная FS607 X-JET и вовсе сделана 3,5-полосной ее басовики работают в перекрывающих друг друга полосах. Электрическая часть выполнена безупречно. Хотя вся внутренняя разводка выполнена кабелем Van Den Hul, значительно важнее кажется продуманная до мелочей конфигурация кроссоверов. Фильтр для каждого динамика персональная печатная плата с подобранными элементами и защитными предохранителями. Раздельная конфигурация фильтров применяется почти исключительно в дорогой акустике для снижения перекрестных наводок между разными частотными полосами. На входных клеммах, удовлетворяющих евростандарту электробезопасности, отсутствуют стандартные перемычкивместо них в комплекте есть короткие отрезки кабеля (тоже Van Den Hul) с уже присоединенными наконечниками. В новой серии еще нет активного баса, но надо полагать, у планирующегося к выпуску штатного сабвуфера достанет сил, чтобы грамотно поддержать «родную» акустику.

Музыкальная работа FS607 X-JET подкупает честностью воспроизведения классики. У стройных колонок обнаруживается удивительно зрелый и плотный бас, на который, как на надежный фундамент, опирается ажурное здание изысканного тонального баланса. Прохладно? Наверное, чуть-чуть есть, да и определенный компромисс между количеством и качеством баса имеет место. Вспоминаешь о скрипке в уютном камерном зале и останавливаешься — немного лишней яркости добавляют колонки в звук этого требовательного инструмента. Словно узкий участок его богатого спектра сунули под увеличительное стекло, отчего фрагменты записи “Времен года” (Виртуозы Москвы, 1990) предстали в чуть приукрашенном виде. Но ни о какой “резкости” нет и речи — музыкальный образ прозрачен, как горный ручей. Колонки бережно обращаются с естественными послезвучаниями, что придает классике особое очарование. Даже мощный “Реквием” (Deutche Grammophon, 2001) не выводит ELAC из равновесия. Необычайно долго затухает благородный отзвук резонирующей деки, а ведь в исполнении недорогой акустики реверберация безнадежно тонет под толстым слоем нелинейных наслоений… С парой FS607 X-JET именно в этот момент понимаешь, чем отличается звук АС высшего класса — и осознаешь, какая цена заплачена за эту дельту.

Кинотеатр? Разумеется, кино звучит, почему бы не звучать акустике за $20000? Здесь вопрос баса не ставится ребром, хотя для полноты ощущений пришлось задействовать фирменный саб Sub 211.2. Вероятно, в связи с наличием в системе «постороннего» сабвуфера появилась определенная избирательность в отношении DVD-контента. Боевики с прямолинейной звукорежиссурой («Матрица Перезагрузка»), требующие море баса, воспроизводятся вполне адекватно, но без особой привлекательности. Напротив, требовательные фильмы (изысканная DTS-дорожка «Героя») обрушивают на зрителя целый шквал звуков, разрешаемых немецкой акустикой до мельчайших деталей, как во времени, так и в пространстве. Летишь в тыл? Лети! Шторм осенних листьев в «дамском» поединке — нешуточный тест для центрального канала, и CC601 X-JET он пройден блестяще. Ясно, что серию 600 следует рассматривать в качестве элемента комплексного многоканального решения в специально отведенной под кинотеатр и акустически подготовленной комнате. Обязательна покупка подобающей по классу AV-электроники, хорошего видеопроектора: большому звуку — большое изображение! Подчеркнем, всем элементам звукового оформления системы, включая акустику помещения, необходимо уделить повышенное внимание.