Домашние кинотеатры без проводов

3 march 2006
Домашние кинотеатры без проводов
Слово "беспроводной" нынче в моде. Избавиться от проводов сейчас стремятся не только производители компьютеров, но и фирмы, выпускающие домашние кинотеатры. Однако внедрение беспроводных технологий в данной области сопряжено с рядом проблем. И все-таки у этого направления есть перспективы!

Не секрет, что выпущенные “на волю” провода, которые до того тихо-мирно лежали в своих пакетиках, имеют обыкновение постоянно перепутываться, цепляться за ноги своего владельца, а также его родственников и только после принудительного многократного разматывания нехотя отправляются на свои места.

Наибольшего внимания обычно требует укладка кабелей для подключения тыловых акустических систем – как правило, такие провода (самые длинные во всем наборе!) тянутся от многоканального усилителя практически через всю комнату. И для того чтобы суметь разместить их в помещении без капитального ремонта, “долбежки” стен и снятия паркета, надо очень сильно постараться.

Дабы решить подобные проблемы, было придумано великое множество ухищрений, например подключение акустических систем одним-единственным шнуром, по очереди обходящим все колонки. Естественно, с точки зрения потребителя один длинный провод был удобнее множества тянущихся в разные стороны от ресивера “щупалец”, в которых, не ровен час, мог запутаться либо сам пользователь, либо кто-то из его семьи. Однако при этом приходилось расплачиваться тем, что из-за длины шнура росло число наводок на него, а также настройка величины задержки тыловых акустических систем по отношению к фронту становилась менее “прозрачной”. С течением времени появились плоские, а затем и “ленточные” провода для подключения акустики. Шнуры в виде лент, естественно, оказались менее подвержены скручиванию – это облегчало работу по их укладке и, что более важно, позволяло разместить в квартире без особых усилий – например, проложив под ковром, где они меньше мешались. Кстати, и качество звука они обеспечивали более высокое – за счет большой площади сечения. Но, увы, плоские шнуры оказались дорогими в производстве и, как следствие, значительно выше обычных по цене.

Впрочем, все это на самом деле было лишь “вариациями на заданную тему”. На существующей технической базе проблема “освобождения от проводов” не могла быть решена в корне. Революция произошла лишь после того, как на рынке появились беспроводные системы.

Немного истории
Было бы неверным считать, что беспроводные технологии передачи звука возникли внезапно, на пустом месте. К примеру, в области профессионального звукового оборудования они используются вот уже полтора-два десятка лет – это беспроводные вокальные радиосистемы (в простонародье радиомикрофоны), а также беспроводные решения подключения инструментов, в основном – электрогитар. Так как во время концерта на сцене обычно используется несколько микрофонов и гитар, производителям оборудования в обязательном порядке приходилось решать проблему взаимодействия друг с другом многочисленных систем – двух гитарных, трех микрофонных и так далее. Многолетний опыт разработок в данной области, осуществленных такими грандами, как AKG, Sennheiser и Nady, по всем законам рынка должен был постепенно реализовываться в бытовой сфере. Так и случилось. В результате появился новый класс бытовой аудиоаппаратуры – беспроводные наушники. Основу их конструкции составлял передатчик, работающий на определенной для него опорной частоте. Отведенный ему частотный диапазон разбивался на несколько узких полос, переключение между которыми передатчик осуществлял автоматически – в зависимости от уровня помех на данной полосе. Приемник, размещенный в самих наушниках, питался от пары батареек либо от аккумулятора, там же находился усилитель с регулятором громкости. Мощность передатчика позволяла системе работать в пределах ста метров, “пробивая” на своем пути практически любые препятствия типа бетонных стен и перекрытий.

Одним из немногих факторов, сдерживающих массовое внедрение беспроводных систем, была их высокая цена, а также частичная либо полная несовместимость с другим радиочастотным оборудованием. Например, серия беспроводных наушников Hearo компании AKG работает на частоте 864 мегагерца, что делает проблематичным их распространение во многих странах, где данные частоты уже используются рациями или сотовыми телефонами. Но удобство беспроводных технологий было высоко оценено потребителями, и модели выполненных на их основе наушников уверенно заняли свою нишу на рынке дорогой и высококачественной аудиоаппаратуры.

По подобному принципу были сконструированы и первые беспроводные акустические системы для работы в составе домашнего кинотеатра. Их образцы появились на рынке достаточно давно, с десяток лет назад, и имели малопривлекательные потребительские свойства. Домашний кинотеатр сам по себе стоил, мягко говоря, немало, и для более-менее приемлемой цены и возможности использования во многих странах сильно упрощенная передающая система работала в радиочастотном диапазоне. Следствием этого были постоянно попадавшиеся наводки – в тыловых каналах время от времени могло играть радио, а в некоторых случаях “влезали” разговоры по радиотелефону или рации. Успевшие попасть на рынок первые экспериментальные модели домашних кинотеатров с беспроводной акустикой так и остались экзотикой, оказавшись в домах лишь нескольких убежденных энтузиастов домашнего видео.

За и против
Второй шанс утвердиться на рынке у беспроводных домашних кинотеатров появился с массовым распространением технологий беспроводного доступа в компьютерной сфере. После победного шествия новой разработки Bluetooth (“Синий зуб” – весьма оригинальное название для компьютерной технологии), за несколько лет проникшей практически во все портативные цифровые устройства, включая сотовые телефоны, карманные/портативные компьютеры и даже игровые приставки, на нее резонно обратили внимание производители бытового аудио. Концепция была столь удачна, что какой-либо серьезной перестройки не потребовалось. Основу современной беспроводной системы составил передатчик с частотой в 2,4 гигагерца и цифровым кодированием сигнала. Приведем схему, по которой работает домашний кинотеатр с беспроводным подключением акустических систем. После поступления цифрового звукового потока с источника (DVD-диска) в ресивер поток декодируется, разделяется на каналы, а дальше разветвляется. Одна часть каналов отправляется непосредственно на усилитель и поступает на колонки традиционным способом – обычно это каналы фронтальных и центральной акустических систем, для подключения которых не требуются километры проводов, а необходимая пара-тройка шнуров лежит там, где они никому не мешают. Другая же часть снова кодируется для обеспечения компактности и контроля за целостностью сигнала, отправляется на беспроводной передатчик и “по воздуху” достигает своей цели – приемника в активных колонках (обычно это каналы тыловых сателлитов), где они декодируются, усиливаются и воспроизводятся. Помимо самого сигнала, в тыловые колонки передаются и управляющие команды – величина установленной задержки для создания более реального пространственного эффекта, а также громкость звука, которая может выставляться в том числе и с помощью пульта ДУ ресивера.

Увы, и эта, без сомнения, прогрессивная система оказалась не лишенной недостатков. Самым главным из них стало качество звука – более низкое, чем у аналогичных классических систем с использованием проводов. Основная проблема здесь лежит в небольшой ширине канала, по которому передается полезная информация, а также в невозможности его увеличения до желаемых границ – главным образом из-за жесткой регламентированности стандарта, по спецификациям которого не предусмотрено изменение используемых частот в широком спектре. Стандарт Bluetooth разрабатывался для коммуникации мобильных устройств, и основной упор в нем делался на низкое энергопотребление Bluetooth-устройств и простоту организации канала, предельная пропускная способность которого была установлена слишком низко. Это может оказаться весьма недальновидным и для стандарта в целом, поскольку с современными темпами развития мобильных устройств их потенциал по “перемалыванию” информации в самом ближайшем будущем будет многократно превосходить возможности по ее приему и передаче, что, скорее всего, приведет к необходимости обновить и сам стандарт. Но это уже задача ближайшего будущего, а сейчас нам остается только высказывать предположения. Помехозащищенность протокола также оказалась низкой, скорее всего, по причине общей информационной “зашумленности” окружающего нас пространства, которое с трудом пробивает маломощный Bluetooth-передатчик, сконструированный для работы на минимальное расстояние в считанные сантиметры. Вот почему более прогрессивным считается использование в беспроводных системах уже хорошо зарекомендовавшего себя в компьютерной индустрии протокола Wi-Fi. Еще одним вариантом является применение “фирменных” технологий передачи в диапазоне 2,4 ГГц.

И снова провода…
Кстати, также оказалось неверным мнение, что беспроводная акустика в корне решает проблему тянущегося к акустической системе шнура, и колонки можно будет размещать где угодно – даже носить по комнате во время просмотра фильма. Естественно, что для работы с многоканальным усилителем посредством радиочастотного канала тыловые сателлиты должны быть не пассивной, а активной конструкции и совмещать в себе приемник, усилитель, динамик и, естественно, блок питания всего комплекса. Хотя поначалу на рынке и появилось несколько наборов акустики для домашнего кинотеатра с питанием тыловых сателлитов от аккумуляторных батарей, эти модели не прижились. Причина была очевидна и естественна – слишком малое время работы. Сейчас средняя продолжительность фильма составляет около двух часов, и все это время тыловые акустические системы должны выдавать мощность минимум в 20 ватт. Сравните это с потребляемой мощностью беспроводных наушников в тысячные и сотые доли ватт, и вы поймете, почему невозможно было легко и просто превратить одно в другое. Полного заряда аккумуляторов тыловым колонкам еле-еле хватало на один сеанс, после чего требовалась многочасовая зарядка. Конечно, это было совершенно неприемлемо для массового потребителя. Поэтому в настоящий момент подавляющее большинство беспроводных акустических систем все-таки имеют провод – провод питания, хотя это и нарушает саму концепцию. Увы, и на этот раз полная свобода оказалась чем-то эфемерным и на практике недостижимым.
Еще одной проблемой, свойственной беспроводным колонкам, является то, что они должны быть активными, то есть иметь внутри себя усилитель. Естественно, это обстоятельство накладывает жесткие ограничения по габаритам и теплоотделению усилителя, которые трудно совместить с очень высоким качеством. Хотя современные технологии цифрового однобитного усиления звука позволяют решить эту проблему, но они пока что так и не нашли применения в серийно выпускаемых моделях.

Удачным компромиссом может быть использование беспроводных решений только в тыловых колонках, где, с одной стороны, наиболее остро стоит проблема прокладки проводов, а с другой – не столь строгие требования к качеству звука.

Перспективы развития
Однако большая свобода в выборе места под домашний кинотеатр все-таки является слишком лакомым куском, чтобы игнорировать беспроводную концепцию. Насколько бы ни были хуже технические параметры таких моделей, всегда найдутся люди, готовые пожертвовать некоторой долей качества ради возможности строить систему сообразно своему желанию, игнорируя технические или бытовые ограничения. Сейчас в магазинах представлено несколько вариантов комплектов домашнего кинотеатра с беспроводной акустикой, например, есть большой выбор моделей от LG, Samsung. И даже такие традиционные законодатели моды в сфере домашнего кинотеатра, как Sony, Panasonic и Pioneer посчитали необходимым “отметиться” в данной нише рынка, выпустив по несколько подобных систем. Среди решений, имеющихся на российском рынке, можно отметить домашние кинотеатры LG LH-SW5100W, LG DA-W6100, Samsung HT-DB390, Philips LX3750W, Sony DAV-DS1000.

К сожалению, спираль развития беспроводных технологий в бытовой технике еще недостаточно “раскрутилась”. Широкомасштабного их внедрения нам следует ожидать только через несколько лет, когда стандарты будут окончательно доработаны и в них более не останется “узких мест”. Поэтому на данном этапе развития мы вправе ожидать лишь интересных, но весьма компромиссных решений, которые, надеемся, придутся кому-то по вкусу. Но, как известно, в нашем несущемся вперед с безумной скоростью мире ничто не развивается так быстро, как технологии. Так что, быть может, уже через год будем удивляться, как же раньше мы вообще могли пользоваться какими-то проводами!

Александр Фролов